19 июня 2017, 00:00
13
13 минут

Вода не терпит безрассудства

15 июня Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России исполняется 33 года со дня образования. В 1984 году в целях укрепления правопорядка, упорядочения пользования маломерными судами на реках, водохранилищах, других водоемах и во внутренних морских и территориальных водах СССР, обеспечения плавания безопасности плавания этих судов, а также охраны окружающей среды вышло Постановление Совмина РСФСР о ее создании.  В день профессионального праздника о вопросах обеспечения безопасности на воде мы поговорили с главным государственным инспектором по маломерным судам в Хабаровском крае Равилем Латыповым.

- Равиль Исрафилович, расскажите какие основные задачи стоят перед сотрудниками Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России?

- За весь период с начала создания инспекции до настоящего времени задачи, которые стоят перед инспекторами по маломерным судам не претерпели особых изменений.  В числе основных – это исполнение государственной функции по надзору во внутренних водах и территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами, базами для их стоянок, пляжами, а в зимний период - ледовыми переправами. Кроме этого сотрудники МЧС России обеспечивают для населения получении государственной услуги по освидетельствованию, регистрации маломерных судов, а также аттестации на право управления маломерными суднами, поднадзорными ГИМС. Помимо   мероприятий по надзору инспекторы активно проводят профилактическую работу в целях снижения происшествий на водных объектах и предупреждений их.

- Задачи перед Государственной инспекцией стоят достаточно масштабные. А какими силами они реализуются, сколько сегодня трудится в вашей структуре  людей?

- Коллектив Государственной инспекции по маломерным судам представляет собой отдел безопасности людей на водных объектах Главного управления МЧС России по Хабаровскому краю, это всего несколько человек,  и Центр ГИМС МЧС России по Хабаровскому краю. В состав последнего входят инспекторские отделения, инспекторские участки и группы патрульной службы. Они созданы практически во всех районах Хабаровского края и городских округах. Исключением являются три инспекторских подразделения, которые осуществляют свою деятельность на несколько районов. К ним относятся инспекторское отделение по Ванинскому и Советско-Гаванскому районам, инспекторские участки по Аяно-Майскому и Тугуро-Чумиканскому районам, а также району им. Лазо, Бикинскому и Вяземскому районам.  Всего в Хабаровском крае в Государственной инспекции по маломерным судам трудится свыше 150 человек. При этом под их надзором находятся не только внутренние водоёмы – реки, озёра и т.п., но в зону ответственности подразделений Центра ГИМС также входят участки морского побережья. Общая протяжённость береговой линии — около 2500 км, включая острова — 3390 км. Территория края омывается Японским и Охотским морями.

- Территория края большая, да и добраться не везде можно с лёгкостью. Как вам удаётся держать обстановку под контролем?

- Вы правы, наш край достаточно большой по протяженности и имеет много труднодоступных мест, поэтому без современной техники здесь никак не обойтись.  Если в начале создания ГИМС на вооружении в основном были устаревшие транспортные средства, их было недостаточно, то за последние 5 лет на вооружение поступили новые образцы техники. В основном это плавательные средства различного вида - катера, моторные лодки, гидроциклы. Например,  «Кальмар» или «Касатка»  оснащены мощными подвесными моторами, которые позволяют выполнять поставленные задачи.  Кроме этого, в прошлом году и начале этого года начала поступать наукоёмкая техника, мобильные транспортные средства. Среди них есть  квадроциклы, которые позволяют осуществлять осмотр местности и наблюдение по морскому побережью, в труднопроходимых для автомобильной техники местах. Для патрулирования в зимнее время поступили на вооружение снегоходы с нартами. Они позволяют также оказывать помощь и эвакуировать пострадавших.  Одновременно с этим  для повышения эффективности работы во время надзорных мероприятий в период ледохода, контроля нахождения людей на водных объектах  в подразделения ГИМС сейчас приходят беспилотные летательные аппараты. Всё это вооружение повышает мобильность и обеспечивает выполнение задач в любое время года и самых разных условиях.

- Много ли работы у инспекторов ГИМС?

- У сотрудников Государственной инспекции по маломерным судам деятельность не прекращается круглый год. В зимнее время идёт подготовка и освидетельствование ледовых переправ. Ежегодно их открывается около 30 в Хабаровском крае. Кроме того, под контролем находятся места массового выхода людей на лёд, где рыбаки сотнями собираются, особенно в бухтах на морском побережье. Летом же проводится проверка готовности мест отдыха у воды, обеспечение мер безопасности при организации проката лодок и катамаранов на водоемах.  Вместе с тем проводится патрулирование в несанкционированных пляжах.

Конечно же, основная работа инспекторов ГИМС приходится на период навигации. В Хабаровском крае она длится 5-6 месяцев – начинается в начале мая, а в северных районах в начале июня, и заканчивается в конце октября. За период навигации на инспекторов ложится значительный объем работы как на берегу, так и на воде.

На учёте в инспекторских подразделениях по всему краю состоит более 40 тысяч маломерных судов. Вместе с тем удостоверение на управление маломерным судном в крае имеют более 25 тысяч судоводителей. При этом число как судов, так и их «водителей» из года в год увеличивается. Если в начале двухтысячных годов в ГИМС было зарегистрировано чуть больше 20 тысяч лодок и катеров, то на сегодняшний день эта цифра удвоилась. В основном – это моторные суда, также на учёте числится около 3-х тысяч гребных судов, поднадзорных ГИМС МЧС России.

Но, к сожалению, не все судоводители и лица, которые приобретают свой водный транспорт, знают порядок его эксплуатации, хотя он элементарно прост. Судно необходимо зарегистрировать в установленном порядке, а после прохождения обучения судоводителей получить удостоверение на право управления им. В год инспекторами ГИМС регистрируется более 2 тысяч транспортных средств, свыше 4 тысяч маломерных судов проходят технический осмотр. Законодательство из года в год у нас меняется, а вместе с ними и требования. Так, если раньше жители края представляли суда для технического осмотра ежегодно, то сейчас такая процедура предусматривается раз в пять лет. Ежегодно около тысячи граждан получают удостоверения на право управления маломерными судами, какая-то категория граждан производит замену удостоверений, у которых уже истёк 10-детний срок.

 

Кроме этого, за период навигации инспекторы проводят около тысячи патрулирований водных объектов. В ходе рейдов они ведут контроль за водными объектами, за правилами эксплуатации маломерных судов. Ведь реки на территории Хабаровского края, такие как Амур, Амгунь  - судоходные, по ним ходят крупные торговые и иные суда. Поэтому знания навигационного оборудования и знаков, установленных на акватории, обладание навыками управления судами, влечёт большую ответственность судоводителей. К сожалению, каждый год  инспекторы в период навигации выявляют нарушителей правил судовождения, которые привлекаются к административной ответственности. К примеру, за прошлый, 2016, год сотрудниками МЧС России было проверено более 4-х тысяч судов за период навигации, из них более 1,5 тысяч судоводителей привлечены к административной ответственности за различные виды нарушений. Среди самых распространённых – не обеспечение безопасности пассажиров на борту, иначе говоря, отсутствие спасательных жилетов на водителе и всех его пассажирах, находящихся на борту, либо размещение спасжилетов в рундуках, лавках и т.п. местах. Также зачастую  отмечается отсутствие удостоверений на право управления маломерными судами, отсутствие регистрации маломерного судна. Вместе с тем, не все судоводители, которые привлечены к административной ответственности, своевременно уплачивают административные штрафы. Такие нарушения также часто встречаются.

- Сегодня многие ведомства стремятся не устраивать погоню за нарушителями, а действовать на предупреждение. Как у вас построена профилактическая работа?

- Конечно, кроме выявления и пресечения нарушений, инспекторы ГИМС большую пропагандистскую работу проводят с детьми. Они всегда у нас находятся в «группе риска». В первую очередь, профилактическая деятельность усиливается в период, когда существует наибольшая угроза для жизни людей на водных объектах. К таким сезонным рискам можно отнести – время становления ледового покрова, когда лёд ещё тонок, или, наоборот, в весенний период – вскрытие рек и ледоход. В это время взрослые и дети идут на берег смотреть на движущиеся ледовые поля, выходят на тонкий лёд и отдельные льдины. Летом многие устремляются на стихийные пляжи. Многие загородные лагеря расположены в пригороде крупных городов и находятся близи реки. Это всё является серьёзными предпосылками к  возникновению происшествий. Поэтому в этот «особый период» для проведения профилактических мероприятий инспекторы посещают образовательные учреждения, летние оздоровительные лагеря. Здесь они проводят занятия с детьми по правилам поведения у воды, а также инструктажи с администрациями детских оздоровительных лагерей по обеспечению безопасности ребят.

Под пристальным вниманием  также находятся отдельные образовательные учреждения, где планируются различные туристические походы, в том числе и сплавы. Наиболее активная такая работа ведётся в районе имени Лазо, им. Полины Осипенко, городе Хабаровске и др. Здесь в обязательном порядке организовано взаимодействие с комитетом  по туризму и спорту Правительства края, Министерством образования и науки края, которые представляют нам программу проведения данных мероприятий. Одно из таких ежегодных мероприятий, которое массово проходит с детьми, - шлюпочный поход «Парус Отечества». Он  организовывается администрацией города Комсомольска-на-Амуре. Дети съезжаются в Хабаровск, где проводятся различные патриотические мероприятия, встречи с ветеранами, а потом участники совершают сплав на вёслах под парусом до города Юности. По мере продвижения тургруппы по районам администрации муниципальных образований, инспекторы ГИМС сопровождают ребят, уточняют возникающие проблемные вопросы, держат на контроле ситуацию.

Кроме этого, ежегодно инспекторы по маломерным судам участвуют в проведении слёта детей «Школа безопасности». В рамках программы отдельно вынесен этап с состязанием детей на водных объектах. Здесь ребята отрабатывают правила спасания людей на водных объектах, оказание помощи пострадавшим и, конечно, получают навыки управления маломерным судами – лодками, катамаранами.

Ещё один из долгосрочных проектов – это акция «Научись плавать». Мы постоянно сотрудничаем со студентами факультетов спортивных вузов, спортклубами, Федерацией спортивного плавания края, которые проводят обучение школьников плаванию. Эти занятия проводятся в стационарных бассейнах. Во время таких уроков ребята приобретают полезные для жизни навыки, ведь у нас на территории края большое число водоёмов и уметь хотя бы держаться на воде должен каждый. 

Вся проводимая работа по освидетельствованию маломерных судов, по регистрации, по контролю за их эксплуатацией, а также профилактическая работа с детьми позволила сотрудникам ГИМС во взаимодействии с органами местного самоуправления за последние пять лет значительно снизить гибель людей на водных объектах. Если пять лет назад  регистрировались 100 и более случаев гибели людей на воде, то последний год эта цифра значительно уменьшилась. Так в 2015 году зарегистрирована гибель 70 человек, а в 2016 – она уже составляет 63 человека. И мы намерены сохранить эту положительную тенденцию. Ведь спасение жизни людей – это наш главный результат работы. Вода не терпит безрассудства.

 

 

Подготовили Виктор Каменев, Екатерина Потворова,

Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю

Эта статья полезна?

Контакты

01 или 101
Единый телефон пожарных и спасателей
8 (4212) 41-62-32
ПРИЕМНАЯ
8 (4212) 41-62-62
Единый «телефон доверия»
info@27.mchs.gov.ru
электронная почта для официальной корреспонденции, заявлений и обращений